Логотип АНЭК

Ассоциация Независимых Экспертов по Качеству

На Главную| Контакты@
------------------------ - -
На главную
------------------------ - -
Миссия
------------------------ - -
Нормативная база
------------------------ - -
Основы ISO 9000
------------------------ - -
ISO Консалтинг
------------------------ - -
Вопрос - Ответ
------------------------ - -
Процедура сертификации ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001)
------------------------ - -
Обзор и рейтинг центров по сертификации
------------------------ - -
Каким сертификатам доверяют?
------------------------ - -
Статьи
------------------------ - -
Обучение
------------------------ - -
Положение о комиссии
------------------------ - -
Контактная информация
1 Каковы причины, по которым может потребоваться сертификация по ISO 9001?

• Требование клиента или государственное регулирование,
• Проникновение компании на новые рынки,
• Доступ на те рынки, где сертификация необходима,
• Получение преимуществ при кредитовании и страховании, участие в тендерах,
• Устранение многочисленных проверок со стороны клиентов и государственных органов,
• Улучшение репутации компании,
• Рекламное преимущество по сравнению с не сертифицированными конкурентами.


2 Как долго внедрять СМК?
Внедрение СМК зависит от многих факторов, но как правило проект длится втечение одного года.

3.Для чего нужна руководству компании СМК?
СМК является системой качественного менеджмента компании, механизмом позволяющим достичь поставленные руководителем цели.

4.От чего зависит стоимость сертификации СМК по ISO 9001?

Стоимость сертификации СМК зависит от численности персонала организации, числа сертифицируемых площадок и их территориальной удаленности. Цена рабочего дня аудитора приблизительно одинакова.


5.Сколько стоит внедрение системы менеджмента качества (СМК)?

Стоимость сертификации СМК зависит от численности персонала организации, числа сертифицируемых площадок и их территориальной удаленности. Цена рабочего дня аудитора приблизительно одинакова.

6.Управление качеством. Каково определение термина и в чем его суть?

Определение

Управление качеством - часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству.

Существо деятельности

Рассматривать суть термина "Управление качеством" лучше всего опираясь на термин "Менеджмент".

Под менеджментом понимается (см. стандарт ISO 9000:2000 п. 3.2.6) скоординированная деятельность, нацеленная на то, чтобы направлять организацию (руководить организацией) и управлять ею. В английском языке термин «management» иногда относится к работникам, т.е. к человеку или группе работников, наделенных полномочиями и ответственностью для руководства и управления организацией. Когда «management» используется в этом смысле, его следует всегда употреблять с определяющими словами, дабы избежать путаницы с понятием «management», определенным выше. Например, не одобряется выражение «management shall...», тогда как «top management shall...» — приемлемо.

Таким образом под управлением качеством следует понимать оперативную деятельность (operation management) применительно к качеству.




7.Качество и конкурентноспособность. В чем заключается различие понятий?

В практической деятельности и в теоретических исследованиях нередко ставится знак равенства между качеством и конкурентоспособностью продукции или вообще не делается различий между ними. Ведутся также споры относительно того, какое из этих двух понятий шире.

В свою очередь, совокупность свойств, присущих отдельному товару, выделяет его из множества аналогичных предметов, и поэтому с экономической точки зрения качество товара – характеристика его способности удовлетворять ту или иную потребность. Сам предмет потребления представляет собой не что иное, как совокупность полезных свойств продукта труда. И только совокупность определенных полезных свойств делает продукт предметом потребления. При наличии строго определенной конкретной потребности каждый предмет потребления, кроме способности ее удовлетворять, характеризуется еще и тем, насколько полно он способен это делать, т.е. степенью полезности.

Конкурентоспособность товара определяется, в отличие от его качества, совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют выраженный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности, а прочие характеристики в расчет не принимаются. Более того, по этим соображениям товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если заметно повысилась его цена за счет придания товару таких свойств, которые не представляют существенного интереса для основной группы и отдельного покупателя. То есть здесь действует один из принципов маркетинга: «Никто не хочет платить за низкое качество, но никто не будет платить за лишнее качество».

Неотождествленность оценки качества и конкурентоспособности продукции состоит еще в следующем. С позиций качества сравнимы лишь однородные товары. Группы продукции классифицируются по показателям, характеризующим не только основное ее назначение и области применения. Но и конкурентно-технологические особенности, надежность, эргономичность и др. Это значительно сужает рамки классификации. С позиций оценки конкурентоспособности, где за базу сравнения принимается конкретная потребность, где за базу сравнения принимается конкретная потребность, возможно сопоставление и неоднородных товаров, поскольку они представляют иные возможности и способы удовлетворения одной и той же потребности.

Весьма значимым является и еще одно принципиальное различие между качеством и конкурентоспособностью товара (продукции). Конкурентоспособность продукции – это сугубо рыночная категория, отражающая одну из существенных характеристик рынка – его конкурентность. В тоже время качество – экономическая категория, присущая не только рыночной экономике. Конкурентоспособность продукции носит более динамичный и вариативный характер. При неизменности качественных характеристик продукции ее конкурентоспособность может меняться в довольно широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, поведение производителей – конкурентов и конкурирующих товаров, колебания цен, на воздействия средств маркетинговых коммуникаций, особенно рекламы, и на проявления других внешних по отношению к данному товару многочисленных факторов.

Изложенное выше позволяет сделать очевидный вывод о том, что понятие конкурентоспособности продукции шире понятий качества и технического уровня, поскольку последние являются главными составляющими конкурентоспособности продукции, предопределяющими ее уровень, но не единственными. Уровень конкурентоспособности наряду с параметрами, характеризующими потребительскую ценность продукции в сопоставлении с аналогичной конкурирующей продукцией, определяется внешними (экзогенными) по отношению к этой продукции факторами и характеристиками, не обусловленными его внутренними (эндогенными) свойствами: сроки поставки, уровень сервисного обслуживания, реклама, изменение уровня конкурентоспособности имеющихся на рынке аналогичных товаров, изменение соотношения спроса и предложения, динамика цен и платежеспособности потребителей и др.

Указанные экзогенные для создания продукции факторы носят маркетинговый характер. Центральное место, занимаемое качеством и особенно конкурентоспособностью в товарной и в целом рыночной политике предприятия, определяет их место в стратегии маркетинга и практической маркетинговой деятельности каждого предприятия. И поскольку маркетинг ориентирует предприятие на потребителя, вся деятельность предприятия (социально-экономическая, техническая, инновационная, инвестиционная политика, менеджмент), использующего принципы и методы маркетинга, должна быть направлена на подчинение производственно-хозяйственной деятельности интересам потребителя, превращая их в доходы производителя продукции в соответствии с принципом маркетинга: «Надо стараться производить то, что можно продать, а не стремиться продавать то, что можно производить». Идея этого принципа проста: на рынке предприятие должно ориентироваться прежде всего на нужды потребителя и лишь во вторую очередь оглядываться на возможности своей технологии и организации производства. Этот принцип наглядно интерпретирует мысль, принадлежащая известному ученому-специалисту в области маркетинга Хьюджессу: «Инженеры создают изделие, а маркетологи – товар. При этом всегда следует помнить, что одна и та же продукция одновременно может быть олицетворением инженерной мечты и кошмаром для отдела сбыта».

В соответствии с этим проблемы качества и конкурентоспособности продукции в многоплановой деятельности предприятия носят не текущий, тактический, а долговременный, стратегический характер – от исследованя и конструирования изделий, опытного и серийного их производства, тренировочных и периодических испытаний, контроля качества, поставок материальных ресурсов и их входного контроля до сбыта и сервисного обслуживания эксплуатируемых изделий, их транспортировки и хранения, установки (монтажа), послепродажного обслуживания, объединяемых менеджментом всеобщего качества и конкурентоспособности.


8.Каковы основные показатели конкурентноспособности продукции?

Конкурентоспособность продукции определяется совокупностью потребительских свойств, необходимых и достаточных для того, чтобы она в определенный момент времени могла быть реализована по сопоставимым ценам на конкретном рынке.

Потребительские свойства – это характеристики товара, направленные на удовлетворение требований потребителя, которые он предъявляет к товару с учетом условий его использования по назначению.

Конкурентоспособность – показатель, отражающий насколько эффективно рассматриваемый продукт удовлетворяет потребности клиента, по сравнению с другими, сходными продуктами.

При огромном количестве факторов, влияющих на конкурентоспособность товара на рынке, приоритетную роль играют, как правило, следующие:
Его полезность для потенциального покупателя. Полезность товара – это его потребительная стоимость или способность удовлетворить требования, предъявляемые к данному типу и виду товара со стороны потребителя;
Цена товара. Очевидно, что при равной полезности покупатель отдаст предпочтение более дешевому товару. Но может приобрести и более дорогой товар, если он окажется для него более полезным. Исключение здесь составляют престижные или статусные товары. Приобретение, которых необходимо для поддержания определенного социального статуса покупателя.

Любой товар, находящийся на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей – тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, по сравнению с конкурирующими с ним товарами.
Поэтому конкурентоспособность (т.е. коммерчески выгодный сбыт на конкурентном рынке) товара можно определить, только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность – понятие относительное, четко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. И поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает еще и индивидуальный оттенок.
Чтобы удовлетворить свою потребность, покупателю недостаточно приобрести товар. Если это технически достаточно сложное изделие, то покупателю придется нести расходы по эксплуатации (оплачивать потребляемую энергию, запасные части, текущий ремонт, расходные материалы и т.п.), оплачивать (если это продукция производственного назначения) труд обслуживающего персонала, нести расходы на его страхование, обучение, обучение и т.д.
Экономической составляющей конкурентоспособности продукции является цена потребления данного товара. В это понятие входит цена приобретения изделия, цена эксплуатации изделия, зависящая от показателей его качества, и цена сервисного обслуживания. Цена потребления обычно значительно выше продажной цены (в общих расходах за срок службы транспортных средств продажная цена составляет не более 20%, магистрального самолета – 10 – 12%, бытового холодильника – около 10%), поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, который предлагают по минимальной цене на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у потребителя.
Однако этот экономический показатель при всей его информативности и значимости не исчерпывает полностью понятия конкурентоспособности. Число параметров конкурентоспособности зависит от вида и сложности изделия в техническом и эксплуатационном отношениях, а также от требуемой точности оценки, цели исследования и других внешних факторов.
Наконец, конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя и, естественно, гарантируют удовлетворение данной потребности. Все характеристики изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценке конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях.
Превышение норм, стандартов и правил (если только оно не вызвано предстоящим повышением государственных норм и иных требований) не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но, напротив, нередко снижает ее, поскольку ведет к росту цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительной ценности, в силу чего представляется ему бесполезным.
Изучение конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически, в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения конкурентоспособности и принять соответствующие упреждающие решения (например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка и др.) При этом исходят из того, что выпуск предприятием нового товара прежде, чем старый исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности, обычно экономически нецелесообразно.

9.Стоит ли привлекать консультантов для внедрения СМК или можно обойтись своими силами?

Возможен как первый так и второй подход при построении СМК. Длительность и цена проектов в которых принимают участие консультанты, как правило, ниже.

 

 


| АНЭК © 2003—2007 | Контакты | На Главную |