Логотип АНЭК

Ассоциация Независимых Экспертов по Качеству

На Главную| Контакты@
------------------------ - -
На главную
------------------------ - -
Миссия
------------------------ - -
Нормативная база
------------------------ - -
Основы ISO 9000
------------------------ - -
ISO Консалтинг
------------------------ - -
Вопрос - Ответ
------------------------ - -
Процедура сертификации ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001)
------------------------ - -
Обзор и рейтинг центров по сертификации
------------------------ - -
Каким сертификатам доверяют?
------------------------ - -
Статьи
------------------------ - -
Обучение
------------------------ - -
Положение о комиссии
------------------------ - -
Контактная информация

Федеральныйзакон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ

"Отехническом регулировании"

ПринятГосударственной Думой 15 декабря 2002 года

Одобрен Советом Федерации 18 декабря 2002 года

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1.Сфера применения настоящего Федерального закона

1. НастоящийФедеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

разработке,принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции,процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации иутилизации;

разработке, принятии,применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции,процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации иутилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

оценкесоответствия.

НастоящийФедеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемыхнастоящим Федеральным законом отношений.

2. Требованияк функционированию единой сети связи Российской Федерации и к продукции,связанные с обеспечением целостности, устойчивости функционирования указаннойсети связи и ее безопасности, отношения, связанные с обеспечением целостностиединой сети связи Российской Федерации и использованием радиочастотногоспектра, соответственно устанавливаются и регулируются законодательствомРоссийской Федерации в области связи.

3. Действиенастоящего Федерального закона не распространяется на государственныеобразовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете иправила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг ипроспектов эмиссии ценных бумаг.

 

Статья 2. Основные понятия

Для целейнастоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

аккредитация -официальное признание органом по аккредитации компетентности физического илиюридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия;

безопасностьпродукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки,реализации и утилизации (далее - безопасность) - состояние, при которомотсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровьюграждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному илимуниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных ирастений;

ветеринарно-санитарныеи фитосанитарные меры - обязательные для исполнения требования и процедуры,устанавливаемые в целях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением,закреплением или распространением вредных организмов, заболеваний, переносчиковболезней или болезнетворных организмов, в том числе в случае переноса илираспространения их животными и (или) растениями, с продукцией, грузами,материалами, транспортными средствами, с наличием добавок, загрязняющихвеществ, токсинов, вредителей, сорных растений, болезнетворных организмов, втом числе с пищевыми продуктами или кормами, а также обязательные дляисполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях предотвращения иногосвязанного с распространением вредных организмов ущерба;

декларированиесоответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиямтехнических регламентов;

декларация осоответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращениепродукции требованиям технических регламентов;

заявитель -физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия;

знак обращенияна рынке - обозначение, служащее для информирования приобретателей осоответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям техническихрегламентов;

знаксоответствия - обозначение, служащее для информирования приобретателей осоответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификацииили национальному стандарту;

идентификацияпродукции - установление тождественности характеристик продукции еесущественным признакам;

контроль(надзор) за соблюдением требований технических регламентов

- проверкавыполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требованийтехнических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации,хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатампроверки;

международныйстандарт - стандарт, принятый международной организацией;

национальныйстандарт - стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации постандартизации;

орган посертификации - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель,аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации;

оценкасоответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований,предъявляемых к объекту;

подтверждениесоответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иныхобъектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализациии утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям техническихрегламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

продукция -результат деятельности, представленный в

материально-вещественнойформе и предназначенный для дальнейшего

использованияв хозяйственных и иных целях;

риск -вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физическихили юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающейсреде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда;

сертификация -форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствияобъектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов илиусловиям договоров;

сертификатсоответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиямтехнических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

системасертификации - совокупность правил выполнения работ по сертификации, ееучастников и правил функционирования системы сертификации в целом;

стандарт -документ, в котором в целях добровольного многократного использованияустанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристикипроцессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации иутилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержатьтребования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам иправилам их нанесения;

стандартизация- деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольногомногократного использования, направленная на достижение упорядоченности всферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции,работ или услуг;

техническоерегулирование - правовое регулирование отношений в области установления,применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессампроизводства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, атакже в области установления и применения на добровольной основе требований кпродукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки,реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовоерегулирование отношений в области оценки соответствия;

техническийрегламент - документ, который принят международным договором РоссийскойФедерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательствомРоссийской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента РоссийскойФедерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, иустанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектамтехнического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям исооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки,реализации и утилизации);

формаподтверждения соответствия - определенный порядок документального удостоверениясоответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации,хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказанияуслуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиямдоговоров.

 

Статья 3. Принципы технического регулирования

Техническоерегулирование осуществляется в соответствии с принципами:

примененияединых правил установления требований к продукции, процессам производства,эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работили оказанию услуг;

соответствиятехнического регулирования уровню развития национальной экономики, развитияматериально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

независимостиорганов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов,исполнителей и приобретателей;

единой системыи правил аккредитации;

единства правили методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедуробязательной оценки соответствия;

единстваприменения требований технических регламентов независимо от видов илиособенностей сделок;

недопустимостиограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

недопустимостисовмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа посертификации;

недопустимостисовмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

недопустимостивнебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдениемтребований технических регламентов.

 

Статья 4. Законодательство Российской Федерации отехническом регулировании

1.Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит изнастоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральныхзаконов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. Положенияфедеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации,касающиеся сферы применения настоящего Федерального закона (в том числе прямоили косвенно предусматривающие осуществление контроля (надзора) за соблюдениемтребований технических регламентов), применяются в части, не противоречащейнастоящему Федеральному закону.

3. Федеральныеорганы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулированияакты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленныхстатьей 5 настоящего Федерального закона.

4. Еслимеждународным договором Российской Федерации в сфере технического регулированияустановлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральнымзаконом, применяются правила международного договора, а в случаях, если измеждународного договора следует, что для его применения требуется изданиевнутригосударственного акта, применяются правила международного договора ипринятое на его основе законодательство Российской Федерации.

 

Статья 5. Особенности технического регулирования в отношенииоборонной продукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг), сведения окоторой составляют государственную тайну

1. В случаеотсутствия требований технических регламентов в отношении оборонной продукции(работ, услуг), поставляемой для федеральных государственных нужд погосударственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой вцелях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых кохраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информацииограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляютгосударственную тайну, обязательными являются требования к продукции, еехарактеристикам и требования к процессам производства, эксплуатации, хранения,перевозки, реализации и утилизации, установленные федеральными органами исполнительнойвласти, являющимися в пределах своей компетенции государственными заказчикамиоборонного заказа, и (или) государственным контрактом.

2. Порядокразработки, принятия и применения документов о

стандартизациив отношении продукции (работ, услуг), указанной в пункте 1 настоящей статьи,устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Оценка соответствия (в том числе государственный контроль(надзор) за соблюдением обязательных требований к продукции (работам, услугам),указанной в пункте 1 настоящей статьи) осуществляется в порядке, установленномПравительством Российской Федерации.

4.Обязательные требования к продукции (работам, услугам), указанной в пункте 1настоящей статьи, не должны противоречить требованиям технических регламентов.

 

Глава 2. Технические регламенты

 

Статья 6.Цели принятия технических регламентов

1. Техническиерегламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имуществафизических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающейсреды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий,вводящих в заблуждение приобретателей.

2. Принятиетехнических регламентов в иных целях не допускается.

 

Статья 7. Содержание и применение технических регламентов

1. Техническиерегламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимальнонеобходимые требования, обеспечивающие: безопасность излучений;

биологическуюбезопасность; взрывобезопасность;

механическуюбезопасность; пожарную безопасность;

промышленнуюбезопасность;

термическуюбезопасность;

химическуюбезопасность;

электрическуюбезопасность;

ядерную ирадиационную безопасность;

электромагнитнуюсовместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

единствоизмерений.

2. Требованиятехнических регламентов не могут служить препятствием осуществлениюпредпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимальнонеобходимо для выполнения целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящегоФедерального закона.

3. Техническийрегламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессовпроизводства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, вотношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификацииобъекта технического регулирования для целей применения техническогорегламента. В техническом регламенте в целях его принятия могут содержатьсяправила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждениясоответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценкисоответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или)требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам ихнанесения.

Оценкасоответствия проводится в формах государственного контроля (надзора),аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки иввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме.

Содержащиеся втехнических регламентах обязательные требования к продукции, процессампроизводства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации,правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования ктерминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесенияявляются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории РоссийскойФедерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений всоответствующий технический регламент.

Не включенныев технические регламенты требования к продукции, процессам производства,эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формамоценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии,упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носитьобязательный характер.

4. Технический регламент должен содержать требования кхарактеристикам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения,перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования кконструкции и исполнению, за исключением случаев, если из-за отсутствиятребований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вредане обеспечивается достижение указанных в пункте 1 статьи 6 настоящегоФедерального закона целей принятия технического регламента.

5. Втехнических регламентах с учетом степени риска причинения вреда могут содержатьсяспециальные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации,хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии,упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающиезащиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин,кормящих матерей, инвалидов).

6. Техническиерегламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страныи (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства,эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов илиособенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихсяизготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями с учетом положенийпункта 9 настоящей статьи.

7. Техническийрегламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни илиздоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции изависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимогориска. В этих случаях технический регламент может содержать требование,касающееся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, откоторых он зависит.

8.Международные стандарты и (или) национальные стандарты могут использоватьсяполностью или частично в качестве основы для разработки проектов техническихрегламентов.

9. Техническийрегламент может содержать специальные требования к продукции, процессампроизводства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации,терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения,применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если отсутствие такихтребований в силу климатических и географических особенностей приведет кнедостижению целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федеральногозакона.

Техническиерегламенты устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные ифитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и(или) мест, в том числе ограничения ввоза, использования, хранения, перевозки,реализации и утилизации, обеспечивающие биологическую безопасность (независимоот способов обеспечения безопасности, использованных изготовителем).

Ветеринарно-санитарными ифитосанитарными мерами могут предусматриваться требования к продукции, методамее обработки и производства, процедурам испытания продукции, инспектирования,подтверждения соответствия, карантинные правила, в том числе требования,связанные с перевозкой животных и растений, необходимых для обеспечения жизниили здоровья животных и растений во время их перевозки материалов, а такжеметоды и процедуры отбора проб, методы исследования и оценки риска и иныесодержащиеся в технических регламентах требования.

Ветеринарно-санитарныеи фитосанитарные меры разрабатываются и применяются на основе научных данных, атакже с учетом соответствующих международных стандартов, рекомендаций и другихдокументов международных организаций в целях соблюдения необходимого уровняветеринарно-санитарной и фитосанитарной защиты, который определяется с учетом степенифактического научно обоснованного риска. При оценке степени риска могутприниматься во внимание положения международных стандартов, рекомендациимеждународных организаций, участником которых является Российская Федерация,распространенность заболеваний и вредителей, а также применяемые поставщикамимеры по борьбе с заболеваниями и вредителями, экологические условия,экономические последствия, связанные с возможным причинением вреда, размерырасходов на предотвращение причинения вреда.

В случае еслибезотлагательное применение ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мернеобходимо для достижения целей ветеринарно-санитарной и фитосанитарной защиты,а соответствующее научное обоснование является недостаточным или не может бытьполучено в необходимые сроки, ветеринарно-санитарные или фитосанитарные меры,предусмотренные техническими регламентами в отношении определенных видовпродукции, могут быть применены на основе имеющейся информации, в том числеинформации, полученной от соответствующих международных организаций, властейиностранных государств, информации о применяемых другими государствамисоответствующих мерах или иной информации. До принятия соответствующихтехнических регламентов в случае, установленном настоящим абзацем,ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры действуют в соответствии с пунктом5 статьи 46 настоящего Федерального закона.

Ветеринарно-санитарныеи фитосанитарные меры должны применяться с учетом соответствующих экономическихфакторов - потенциального ущерба от уменьшения объема производства продукцииили ее продаж в случае проникновения, закрепления или распространениякакого-либо вредителя или заболевания, расходов на борьбу с ними или ихликвидацию, эффективности применения альтернативных мер по ограничению рисков,а также необходимости сведения к минимуму воздействия вредителя или заболеванияна окружающую среду, производство и обращение продукции.

10.Технический регламент, принимаемый федеральным законом или постановлениемПравительства Российской Федерации, вступает в силу не ранее чем через шестьмесяцев со дня его официального опубликования.

11. Правила иметоды исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцовдля проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применениятехнических регламентов, разрабатываются с соблюдением положений статьи 9настоящего Федерального закона федеральными органами исполнительной власти впределах их компетенции в течение шести месяцев со дня официальногоопубликования технических регламентов и утверждаются Правительством РоссийскойФедерации.

12.Правительство Российской Федерации разрабатывает предложения об обеспечениисоответствия технического регулирования интересам национальной экономики,уровню развития материально-технической базы и уровню научно-техническогоразвития, а также международным нормам и правилам. В этих целях ПравительствомРоссийской Федерации утверждается программа разработки технических регламентов,которая должна ежегодно уточняться и опубликовываться.

ПравительствомРоссийской Федерации организуются постоянные учет и анализ всех случаевпричинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов жизниили здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц,государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни илиздоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда, а также организуетсяинформирование приобретателей, изготовителей и продавцов о ситуации в областисоблюдения требований технических регламентов.

 

Статья 8. Виды технических регламентов

1. В Российской Федерации действуют: общие технические регламенты; специальныетехнические регламенты.

Обязательныетребования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации,хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностьютребований общих технических регламентов и специальных технических регламентов.

2. Требованияобщего технического регламента обязательны для применения и соблюдения вотношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения,перевозки, реализации и утилизации.

3. Требованиями специального технического регламентаучитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции,процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации иутилизации.

4. Общиетехнические регламенты принимаются по вопросам: безопасной эксплуатации иутилизации машин и оборудования; безопасной эксплуатации зданий, строений,сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий; пожарнойбезопасности; биологической безопасности; электромагнитной совместимости;экологической безопасности; ядерной и радиационной безопасности.

5. Специальныетехнические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видампродукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки реализациии утилизации, в отношении которых цели, определенные настоящим Федеральнымзаконом для принятия технических регламентов, не обеспечиваются требованиямиобщих технических регламентов.

Специальныетехнические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видампродукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки,реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степенириска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.

 

Статья 9. Порядок разработки, принятия, изменения и отменытехнического регламента

1. Техническийрегламент принимается федеральным законом в порядке, установленном для принятияфедеральных законов, с учетом положений настоящего Федерального закона.

2.Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо.

3. Оразработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомлениев печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническомурегулированию и в информационной системе общего пользования вэлектронно-цифровой форме.

Уведомление оразработке проекта технического регламента должно содержать информацию о том, вотношении какой продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения,перевозки, реализации и утилизации будут устанавливаться разрабатываемыетребования, с кратким изложением цели этого технического регламента,обоснованием необходимости его разработки и указанием тех разрабатываемыхтребований, которые отличаются от положений соответствующих международныхстандартов или обязательных требований, действующих на территории РоссийскойФедерации в момент разработки проекта данного технического регламента, иинформацию о способе ознакомления с проектом технического регламента,наименование или фамилию, имя, отчество разработчика проекта данноготехнического регламента, почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты,по которым должен осуществляться прием в письменной форме замечанийзаинтересованных лиц.

4. С моментаопубликования уведомления о разработке проекта технического регламентасоответствующий проект технического регламента должен быть доступензаинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованиюзаинтересованного лица предоставить ему копию проекта технического регламента.Плата, взимаемая за предоставление данной копии, не может превышать затраты наее изготовление.

Разработчикдорабатывает проект технического регламента с учетом полученных в письменнойформе замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проектатехнического регламента и составляет перечень полученных в письменной формезамечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечанийи результатов их обсуждения.

Разработчикобязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лицдо дня вступления в силу принимаемого соответствующим нормативным правовымактом технического регламента и предоставлять их депутатам ГосударственнойДумы, представителям федеральных органов исполнительной власти и указанным впункте 9 настоящей статьи экспертным комиссиям по техническому регулированию поих запросам.

Срокпубличного обсуждения проекта технического регламента со дня опубликованияуведомления о разработке проекта технического регламента до дня опубликованияуведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем двамесяца.

5. Уведомлениео завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно бытьопубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническомурегулированию и в информационной системе общего пользования вэлектронно-цифровой форме.

Уведомление озавершении публичного обсуждения проекта технического регламента должновключать в себя информацию о способе ознакомления с проектом техническогорегламента и перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованныхлиц, а также наименование или фамилию, имя, отчество разработчика проектатехнического регламента, почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты,по которым с разработчиком может быть осуществлена связь.

Со дняопубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проектатехнического регламента доработанный проект технического регламента и переченьполученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны бытьдоступны заинтересованным лицам для ознакомления.

6. Федеральныйорган исполнительной власти по техническому регулированию обязан опубликовыватьв своем печатном издании уведомления о разработке проекта техническогорегламента и завершении публичного обсуждения этого проекта в течение десятидней с момента оплаты опубликования уведомлений. Порядок опубликованияуведомлений и размер платы за их опубликование устанавливаются ПравительствомРоссийской Федерации.

7. Внесениесубъектом права законодательной инициативы проекта федерального закона отехническом регламенте в Государственную Думу осуществляется при наличииследующих документов:

обоснованиенеобходимости принятия федерального закона о техническом регламенте с указаниемтех требований, которые отличаются от положений соответствующих международныхстандартов или обязательных требований, действующих на территории РоссийскойФедерации в момент разработки проекта технического регламента;

финансово-экономическоеобоснование принятия федерального закона о техническом регламенте;

документы,подтверждающие опубликование уведомления о разработке проекта техническогорегламента в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;

документы,подтверждающие опубликование уведомления о завершении публичного обсужденияпроекта технического регламента в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи;

переченьполученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, указанный впункте 4 настоящей статьи.

Внесенный вГосударственную Думу проект федерального закона о техническом регламенте сприложением документов, указанных в настоящем пункте, направляетсяГосударственной Думой в Правительство Российской Федерации. На проектфедерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерациив течение месяца направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный сучетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

8. Проектфедерального закона о техническом регламенте, принятый Государственной Думой впервом чтении, публикуется в печатном издании федерального органаисполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системеобщего пользования в электронно-цифровой форме.

Поправки кпринятому в первом чтении проекту федерального закона о техническом регламентепосле окончания срока их подачи публикуются в информационной системе общегопользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за месяц до рассмотренияГосударственной Думой проекта федерального закона о техническом регламенте вовтором чтении.

Федеральныйорган исполнительной власти по техническому регулированию обязан опубликовать всвоем печатном издании проект федерального закона о техническом регламенте втечение десяти дней с момента оплаты его опубликования. Порядок опубликованияпроекта федерального закона о техническом регламенте и размер платы за егоопубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Проектфедерального закона о техническом регламенте, подготовленный ко второму чтению,направляется Государственной Думой в Правительство Российской Федерации непозднее чем за месяц до рассмотрения указанного проекта Государственной Думойво втором чтении. На проект федерального закона о техническом регламентеПравительство Российской Федерации в течение месяца направляет вГосударственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертнойкомиссии по техническому регулированию.

9. Экспертизапроектов технических регламентов осуществляется экспертными комиссиями потехническому регулированию, в состав которых на паритетных началах включаютсяпредставители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций,саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей ипотребителей.

Порядоксоздания и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию утверждаетсяПравительством Российской Федерации. Федеральным органом исполнительной властипо техническому регулированию утверждается персональный состав экспертныхкомиссий по техническому регулированию и осуществляется обеспечение ихдеятельности. Заседания экспертных комиссий по техническому регулированиюявляются открытыми.

Заключенияэкспертных комиссий по техническому регулированию подлежат обязательномуопубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти потехническому регулированию и в информационной системе общего пользования вэлектронно-цифровой форме. Порядок опубликования таких заключений и размерплаты за их опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.

10. В случаенесоответствия технического регламента интересам национальной экономики,развитию материально-технической базы и уровню научно-технического развития, атакже международным нормам и правилам Правительство Российской Федерацииобязано начать процедуру внесения изменений в технический регламент или отменытехнического регламента.

Внесениеизменений и дополнений в технический регламент или его отмена осуществляется впорядке, предусмотренном настоящей статьей и статьей 10 настоящего Федеральногозакона в части разработки и принятия технических регламентов.

 

Статья 10. Особый порядок разработки и принятиятехнических регламентов

1. Висключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих кнепосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни илиздоровью животных и растений, и в случаях, если для обеспечения безопасностипродукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки,реализации и утилизации необходимо незамедлительное принятие соответствующегонормативного правового акта о техническом регламенте, Президент РоссийскойФедерации вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения.

2. Техническийрегламент может быть принят международным договором (в том числе договором сгосударствами - участниками Содружества Независимых Государств), подлежащимратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Вэтом случае проект технического регламента разрабатывается в порядке,установленном пунктами 2 - 6 статьи 9 настоящего Федерального закона.

3. Довступления в силу федерального закона о техническом регламенте ПравительствоРоссийской Федерации вправе издать постановление о соответствующем техническомрегламенте, разработанном в порядке, установленном пунктами 2 - 6 статьи 9настоящего Федерального закона.

Проект постановленияПравительства Российской Федерации о техническом регламенте, подготовленный крассмотрению на заседании

ПравительстваРоссийской Федерации, не позднее чем за месяц до его рассмотрения направляетсяна экспертизу в соответствующую экспертную комиссию по техническомурегулированию, которая создана и осуществляет свою деятельность в порядке,установленном пунктом 9 статьи 9 настоящего Федерального закона. Проектпостановления Правительства Российской Федерации о техническом регламентерассматривается на заседании Правительства Российской Федерации с учетомзаключения соответствующей экспертной комиссии по техническому регулированию.

Проектпостановления Правительства Российской Федерации о техническом регламентедолжен быть опубликован в печатном издании федерального органа исполнительнойвласти по техническому регулированию и в информационной системе общегопользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за месяц до егорассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации. Порядок опубликованияуказанного проекта постановления устанавливается Правительством РоссийскойФедерации.

4. Со днявступления в силу федерального закона о техническом регламенте соответствующийтехнический регламент, изданный указом Президента Российской Федерации илипостановлением Правительства Российской Федерации, утрачивает силу.

 

Глава 3.Стандартизация

 

Статья 11.Цели стандартизации

Стандартизацияосуществляется в целях:

повышенияуровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридическихлиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности,безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдениютребований технических регламентов;

повышенияуровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуацийприродного и техногенного характера;

обеспечениянаучно-технического прогресса;

повышенияконкурентоспособности продукции, работ, услуг;

рациональногоиспользования ресурсов;

технической иинформационной совместимости;

сопоставимостирезультатов исследований (испытаний) и измерений, технических иэкономико-статистических данных;

взаимозаменяемости продукции.

 

Статья 12. Принципы стандартизации

Стандартизацияосуществляется в соответствии с принципами: добровольного применениястандартов;

максимальногоучета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

применениямеждународного стандарта как основы разработки национального стандарта, заисключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствиенесоответствия требований международных стандартов климатическим игеографическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или)технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация всоответствии с установленными процедурами выступала против принятиямеждународного стандарта или отдельного его положения;

недопустимостисоздания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ иоказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполненияцелей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

недопустимостиустановления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

обеспеченияусловий для единообразного применения стандартов.

 

Статья 13. Документы в области стандартизации

К документам вобласти стандартизации, используемым на территории Российской Федерации,относятся:

национальныестандарты;

правиластандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

применяемые вустановленном порядке классификации, общероссийские классификаторытехнико-экономической и социальной информации;

стандартыорганизаций.

 

Статья 14.Национальный орган Российской Федерации по стандартизации, технические комитетыпо стандартизации

1.Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее - национальныйорган по стандартизации):

утверждаетнациональные стандарты;

принимаетпрограмму разработки национальных стандартов;

организуетэкспертизу проектов национальных стандартов;

обеспечиваетсоответствие национальной системы стандартизации интересам национальнойэкономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническомупрогрессу;

осуществляетучет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этойобласти и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;

создаеттехнические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;

организуетопубликование национальных стандартов и их

распространение;

участвует всоответствии с уставами международных организаций в разработке международныхстандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;

утверждаетизображение знака соответствия национальным стандартам;

представляетРоссийскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельностьв области стандартизации.

2.Правительство Российской Федерации определяет орган, уполномоченный наисполнение функций национального органа по стандартизации.

3. В целяхнастоящей статьи под опубликованием национального стандарта национальныморганом по стандартизации понимается опубликование национального стандарта нарусском языке в печатном издании и в информационной системе общего пользованияв электронно-цифровой форме.

4. В составтехнических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольнойоснове могут включаться представители федеральных органов исполнительнойвласти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественныхобъединений предпринимателей и потребителей.

Порядоксоздания и деятельности технических комитетов по стандартизации утверждаетсянациональным органом по стандартизации.

Заседаниятехнических комитетов по стандартизации являются открытыми.

 

Статья 15.Национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической исоциальной информации

1.Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической исоциальной информации, в том числе правила их разработки и применения,представляют собой национальную систему стандартизации.

2.Национальные стандарты разрабатываются в порядке, установленном настоящимФедеральным законом. Национальные стандарты утверждаются национальным органомпо стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами ирекомендациями в этой области.

Национальныйстандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной меренезависимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществленияпроцессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации иутилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и(или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами,приобретателями.

Применениенационального стандарта подтверждается знаком соответствия национальномустандарту.

3.Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации(далее - общероссийские классификаторы) - нормативные документы, распределяющиетехнико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ееклассификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательнымидля применения при создании государственных информационных систем иинформационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

Порядокразработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийскихклассификаторов в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования,статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, примежведомственном информационном обмене, создании информационных систем иинформационных ресурсов) устанавливается Правительством Российской Федерации.

 

Статья 16. Правила разработки и утверждения национальныхстандартов

1.Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программуразработки национальных стандартов. Национальный орган по стандартизации долженобеспечить доступность программы разработки национальных стандартовзаинтересованным лицам для ознакомления.

2.Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо.

3. Уведомлениео разработке национального стандарта направляется в национальный орган постандартизации и публикуется в информационной системе общего пользования вэлектронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органаисполнительной власти по техническому регулированию. Уведомление о разработкенационального стандарта должно содержать информацию об имеющихся в проекте национальногостандарта положениях, которые отличаются от положений соответствующихмеждународных стандартов.

Разработчикнационального стандарта должен обеспечить доступность проекта национальногостандарта заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан потребованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта национальногостандарта. Плата, взимаемая разработчиком за предоставление указанной копии, неможет превышать затраты на ее изготовление.

В случае, еслиразработчиком национального стандарта является федеральный орган исполнительнойвласти, плата за предоставление копии проекта национального стандарта вноситсяв федеральный бюджет.

4. Разработчикдорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменнойформе замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проектанационального стандарта и составляет перечень полученных в письменной формезамечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечанийи результатов их обсуждения.

Разработчикобязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лицдо утверждения национального стандарта и представлять их в национальный органпо стандартизации и технические комитеты по стандартизации по их запросам.

Срокпубличного обсуждения проекта национального стандарта со дня опубликованияуведомления о разработке проекта национального стандарта до дня опубликованияуведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем двамесяца.

5. Уведомлениео завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта должно бытьопубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти потехническому регулированию и в информационной системе общего пользования вэлектронно-цифровой форме.

Со дняопубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проектанационального стандарта доработанный проект национального стандарта и переченьполученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны бытьдоступны заинтересованным лицам для ознакомления.

6. Порядокопубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта иуведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандартаи размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством РоссийскойФедерации.

7. Проектнационального стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной формезамечаний заинтересованных лиц представляется разработчиком в техническийкомитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данногопроекта.

8. На основанииуказанных в пункте 7 настоящей статьи документов и с учетом результатовэкспертизы технический комитет по стандартизации готовит мотивированноепредложение об утверждении или отклонении проекта национального стандарта.Данное предложение одновременно с указанными в пункте 7 настоящей статьидокументами и результатами экспертизы направляется в национальный орган постандартизации.

Национальныйорган по стандартизации на основании документов, представленных техническимкомитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонениинационального стандарта.

Уведомление обутверждении национального стандарта подлежит опубликованию в печатном изданиифедерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и винформационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течениетридцати дней со дня утверждения национального стандарта.

В случае, еслинациональный стандарт отклонен, мотивированное решение национального органа постандартизации с приложением указанных в пункте 7 настоящей статьи документовнаправляется разработчику проекта национального стандарта.

9.Национальный орган по стандартизации утверждает и опубликовывает в печатномиздании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированиюи в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой формеперечень национальных стандартов, которые могут на добровольной основеприменяться для соблюдения требований технических регламентов.

Статья 17. Стандарты организаций

1. Стандарты организаций,в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемыхорганизаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждатьсяими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов дляцелей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, длясовершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполненияработ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных вразличных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений иразработок.

Порядокразработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организацийустанавливается ими самостоятельно с учетом положений статьи 12 настоящегоФедерального закона.

Проектстандарта организации может представляться разработчиком в технический комитетпо стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. Наосновании результатов экспертизы данного проекта технический комитет постандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проектастандарта.

2. Стандартыорганизаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и(или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства,эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ иоказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являютсяизготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Глава 4. Подтверждение соответствия

Статья 18. Цели подтверждения соответствия

Подтверждениесоответствия осуществляется в целях:

удостоверениясоответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения,перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническимрегламентам, стандартам, условиям договоров;

содействия приобретателямв компетентном выборе продукции, работ, услуг;

повышенияконкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международномрынках;

созданияусловий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РоссийскойФедерации, а также для осуществления международного экономического,научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Статья 19. Принципы подтверждения соответствия

1.Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов: доступностиинформации о порядке осуществления подтверждения

соответствиязаинтересованным лицам;

недопустимостиприменения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношениикоторых не установлены требования технических регламентов;

установленияперечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношенииопределенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;

уменьшениясроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затратзаявителя;

недопустимостипринуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в томчисле в определенной системе добровольной сертификации;

защитыимущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношениисведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;

недопустимостиподмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

2.Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным образом и вравной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществленияпроцессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации иутилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и(или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами,приобретателями.

Статья 20. Формы подтверждения соответствия

1.Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носитьдобровольный или обязательный характер.

2.Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольнойсертификации.

3. Обязательноеподтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации осоответствии (далее - декларирование соответствия);

обязательнойсертификации.

4. Порядокприменения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливаетсянастоящим Федеральным законом.

Статья 21. Добровольное подтверждение соответствия

1.Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителяна условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольноеподтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствиянациональным стандартам, стандартам организаций, системам добровольнойсертификации, условиям договоров.

Объектамидобровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессыпроизводства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации,работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами,системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

Орган посертификации:

осуществляетподтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;

выдаетсертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;

предоставляетзаявителям право на применение знака соответствия, если применение знакасоответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;

приостанавливаетили прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

2. Системадобровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или)индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или)индивидуальными предпринимателями.

Лицо или лица,создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов,подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которымосуществляется добровольная сертификация, правила выполнения 

| АНЭК © 2003—2007 | Контакты | На Главную |